Государственное учреждение образования "Ясли-сад №36 г. Борисова"
телефон: 8 (0177) 78-78-08
email: sad36@rooborisov.by
адрес: 222511, минская область, г. Борисов, бул. Гречко, д.10

Родительская гостиная

Мы любим наших детей не за то, что они хорошие,
а потому, что они есть!
Если научить ребенка говорить,
Он расскажет вам о том, что в жизни происходит.
Надо научить, да так, чтоб понимали
Вашего ребенка разговор,
И вопросов чтоб не задавали,
Что сказал? Не может до сих пор?
Надо научить ребенка говорить,
Так, чтобы слова ложились в предложенья,
И писалось, чтоб без затрудненья,
Надо научить ребенка говорить
И, когда малыш со счастливыми глазами
Перескажет то, о чем впервые прочитал,
Вот тогда вы убедитесь сами –
Ваш малыш увереннее стал!
И.Токмакова.

 Этапы логопедической работы
 
    Чтобы получить правильное произношение звуков, нужно последовательно пройти несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. В легких случаях каждый этап может занимать 5 минут: "зарычал", 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал - можно рассказывать стихи. НО взрослый должен убедиться, что звук произносится правильно.
 
      
I. Подготовительный этап
       Ребенка нужно включить в логопедический процесс, вызвать интерес к занятиям. От взрослого требуется тактичность и огромное желание помочь ребенку.
  1. Развитие фонематического слуха (формировать умение узнавать и различать неречевые и речевые звуки).
  2.  Развитие речевого дыхания, голоса.
  3. Подготовка артикуляционного аппарата (формировать правильный артикуляционный уклад органов речи).
      II. Формирование произношения
       Ребенок учится правильно произносить новый звук. Сначала новый (поставленный) звук смешивается со старым (неправильным), но постепенно новый звук вымещает старый. Достигается это путем автоматизации (повторения) специально подобранных слогов и слов.
  1. Постановка (вызывание) звука по подражанию, либо при помощи специальных артикуляционных упражнений.
  2. Автоматизация (закрепление) изолированного звука.
  3. Автоматизация звука в слогах.
  4. Автоматизация звука в словах.
  5. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
     III. Формирование коммуникативных умений и навыков
       Новый звук вводится в свободную речь ребенка.
  1. Автоматизация звука в стихах.
  2. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
  3. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
  4. Автоматизация звука в скороговорках.
  5. Дифференциация звуков (учиться не путать в речи схожие звуки).
    Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь дома!
    Часто встречается ситуация, когда ребенок "зашипел", а вместо "шапка" продолжает говорить "сапка". Так происходит, когда нарушается последовательность этапов и не выполнено достаточное количество тренировок. Этот феномен объяснил академик Павлов И.П., изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных ("собаки Павлова"), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) - сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед...), многократное повторение одного и того же движения, позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется "динамический стереотип", "автоматизм".
     Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука  проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация  идет дольше.
    Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, раскрашивайте их, определяйте место звука в слове, составляйте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи.  
Версия сайта для слабовидящих